Один в поле – лузер: как создать крутую команду и перестать работать 24/7

Создавал бизнес, чтобы стать финансово свободным (ключевое слово – свободным), а получил работу без выходных и отпусков? Бесконечные проблемы, требующие твоего участия? И перманентный психологический прессинг, который сводит на нет радость от крупных контрактов, миллионных оборотов и других свидетельств некогда желанного успеха?

Ситуация, увы, более чем распространенная. Многие не выдерживают столь мощных психологических и физических нагрузок. Прикрывают бизнес, возвращаются в ряды вольнонаемных работников и откладывают мечты о своем деле до следующей жизни.

Между тем есть способ устроить все таким образом, чтобы и бизнес рос, и жизнь предпринимателя состояла не только из работы. О том, как это сделать, рассказывает Александр Куклев, руководитель новосибирской компании Benkoni, которая занимается производством корпоративных подарков и работает по всей России.

Является ли опыт этой компании стройной, научно обоснованной системой? Нет. Скорее это свод принципов, главная ценность которых в том, что они реально работают. Эти принципы вряд ли подойдут крупному холдингу. Но они вполне применимы в малом и среднем бизнесе. И если ваша компания пока не превратилась в супер-мега-корпорацию, читайте статью, внедряйте в работу опыт Benconi. И да прибудет в ваш бизнес созидательный командный дух!

Тратьте на работу с командой не менее 80% времени

Многие начинающие (и не только) предприниматели занимаются чем угодно, кроме построения команды – маркетингом, автоворонками, продажами… Но руководитель – это не воин, это полководец. И если вы сами пойдете в бой, вас, рано или поздно убьют. Поэтому ваша задачи состоят в том, чтобы:

  1. Набрать боеспособных солдат, провести тактические учения и замотивировать воинов на победу.
  2. Разработать стратегию грядущего сражения, правильно расставить войска и вовремя дать отмашку к началу боевых действий.

Если свою работу вы выполняете грамотно, вы и вся ваша армия будет в шоколаде. Если же бой будет проигран, значит полководец из вас так себе… Поэтому около 80% своего рабочего времени я занимаюсь именно сотрудниками: набираю, обучаю, вдохновляю, контролирую. В результате за 4 года мне удалось с нуля сформировать команду, которая большинство рабочих вопросов успешно решает без моего участия.

Среди менеджерского состава у нас нулевая текучка. Зато желающие устроиться на постоянную работу буквально стоят в очередь. Мы даже внедрили в практику своеобразный аналог американской Green Card. В конце года берем в штат одного человека из числа тех, кто постоянно приходит к нам на подработку в горячий сезон. И я знаю, что многие ждут этого момента – вдруг в этом году в команду возьмут меня?

Внимательно изучайте новичков

В первые месяцы работы я внимательно наблюдаю за новичками, стилем их работы, поведением. Прежде всего, смотрю за тем, сдерживает ли человек свои обещания, нарушает ли договоренности, отвечает ли за свои слова. Иногда устраиваю специальные проверки. Например, с утра поручаю человеку гораздо больше работы, чем он способен выполнить в течение дня. А потом наблюдаю:

  • Сможет ли человек адекватно оценить объем работы и прийти ко мне, чтобы скорректировать задачи? Или бросится бездумно их выполнять?
  • Попытается ли замотивировать команду на достижение поставленных целей?
  • Как поведет себя, если допустит в работе серьезный «косяк»? Начнет выкручиваться и сваливать вину на других? Или постарается исправить ошибку?

Наблюдения помогают понять, насколько человек надежен в деле и можно ли него положиться «в бою». Мы не берем в команду тех, кто пытается спрятаться за чужой спиной или не готов отвечать за свои действия. И тех, в ком неистребимо пресловутое «ты – начальник, я – дурак», которое губит на корню любую инициативу и превращает людей в биороботов.

Мне важно, чтобы сотрудники не боялись открыто обсуждать с руководством свои идеи или проблемы, если таковые возникают. Это делает атмосферу не только доверительной, но и творческой, что в нашем подарочном бизнесе архиважно.

Если надо, берите в руки метлу

Рыба, как известно, гниет с головы. И спрашивать, прежде всего, нужно с себя. Если ты сам относишься к работе наплевательски, то требовать иного от сотрудников – это бред. Если на работе у тебя не горят глаза, глупо ожидать особого рвения и энтузиазма от команды.

Когда команда что-то не успевает, можно, конечно, стоять в стороне и строить из себя злого начальника. А можно встать на конвейер и помочь ребятам справиться с задачей. Я практикую второй вариант.

Если поздно вечером вижу в цеху бардак, то беру мусорные пакеты, метлу и начинаю уборку. Потому что знаю: ребята с 6 утра работали над сложным заказом и просто физически не успели навести порядок. Сейчас они в транспортной компании сдают груз, а завтра в 6 утра снова будут на производстве, потому что у нас горячий сезон.

Когда сотрудники видят, что директор работает с ними плечом к плечу – это здорово заряжает, рождает искомый боевой дух и действует на команду не хуже продвинутой тимбилдинговой системы. Поэтому, если надо, берите в руки метлу и вставайте на конвейер – окупится сторицей.

© 2020 Бизнес Арт. Все права защищены.
BACK TO TOP