Стратегическое мышление

Любое начинание, как в жизни, так и в бизнесе, основывается на понимании цели, для достижения которой, собственно, и была предпринята затея. Однако, «видеть цель, но не видеть препятствий» — истина, которая в современных высоко конкурентных условиях неминуемо приведет к гибели всего предприятия. «Знание – сила» — вот лозунг успешного бизнеса и знание это комплексное и разностороннее. Четкое виденье миссии фирмы, осознание сильных и слабых сторон, их роль в достижении поставленных целей и так далее и так далее – вот составляющие успешного мышления и воплощения намерений.

Разработка стратегии развития предприятия – ключ к успеху!

Как показывает практика, современный отечественный предприниматель мало заботится о вопросах дальнесрочной перспективы. Поточные моменты и весьма недальновидные планы – вот тот удел, на котором и строится хозяйственная деятельность большинства предприятий. Но, поспешите возразить вы, растет и развивается же российский бизнес! Сотни предпринимателей богатеют и процветают!

Ну что же, обратимся к беспристрастной статистике, а она гласит следующее: 80% предприятий (стартапов) терпят неудачу и закрываются уже в первые 3 года своей деятельности. 20% — согласитесь, не слишком радужная перспектива, ведь такие азартные игры с собственным бизнесом чреваты серьезными последствиями. Да и не каждое предприятие, из оставшихся 20%, настолько успешно, насколько рассчитывают его видеть сами зачинщики-бизнесмены.

Такая картина привела к тому, что на сегодняшний день только 4,3% россиян заняты своим бизнесом (данные подготовлены экспертами Babson College (США), London Business School, а также специалистами Санкт-Петербургского госуниверситета). И что еще печальнее: только 2% готовы или намереваются начать собственное дело.

Как же обосноваться и выигрывать на этом поприще? Как неустанно повышать эффективность деятельности предприятия, делая его все более успешным? Главный и однозначный ответ, который приходит на ум мне и подтверждается многолетним опытом тысяч предприятий по всему миру – это разработка стратегии развития предприятия.

Стратегическое мышление – это залог жизнеспособности и успешности предприятия. Не имея четкой стратегии и понимания того, что, как и зачем делать, превращает бизнес лишь в набор активов, отягощенных, к тому же, бременем обязательств. Стратегическое планирование являет собой разработку стратегии бизнеса на основании целой совокупности формализованных процедур, направленных, в первую очередь, на создание модели будущего компании, а также на формирование плана (программы) перехода из имеющегося состояния в ожидаемое (желаемое).

В результате проведенной работы, конкретный предприниматель получает вполне адекватное представление о том, какие существуют сильные и слабые стороны в его предприятии, и каким образом надо действовать (выходя из полученной информации), чтобы развиваться в направлении достижения максимальных возможностей, при этом успешно нивелируя угрозы, стоящие на пути.

Стратегическое мышление и специфика разработки стратегий развития

Поднимая тему стратегического планирования, естественным ожиданием является то, что через определенный отрезок времени компания не только продолжит осуществлять операционную деятельность, но и выйдет на стезю развития, то есть будет качественно преображаться. Что в данном случае подразумевается под «развитием» и «качественным преображением»? Возьмем самые доступные примеры из жизни: компания, изначально занимающаяся производством оборудования, выходит на новый уровень, развивая сеть, специализирующуюся на сервисном обслуживании. Либо (нередко, кстати, встречающаяся ситуация), когда успех ресторана становится толчком для развития целой сети. В большинстве своем подобные решения становятся результатом активных изменений на отраслевом рынке.

Приступая к разработке стратегии развития предприятия, необходимо опираться на внутренние и внешние стимулы роста. Крайне важно располагать гибким (т.е. актуальным ко времени) набором знаний о среде, в которой существует и эволюционирует предприятие. Ведь не имея представления о конкурентах, тенденциях рынка, грядущих изменениях и т.д. невозможно построить эффективный план, а, следовательно, маловероятным будет повышение эффективности деятельности предприятия.

Таким образом, мы подошли к вопросу о том, с чего же начинать разработку стратегии развития и в какие этапы она должна осуществляться. Хочется сразу оговориться, что на то, насколько комплексным будет это занятие и как много времени займет, в значительной степени влияет размах деятельности самого предприятия. Так, разработка стратегических планов для масштабных корпораций не только занимает по несколько месяцев, но и требует привлечения экспертов, консультантов в данной области. Однако все же можно систематизировать и выделить основные этапы формирования оных:

  • формулирование целей и стратегических вопросов;
  • проведение стратегического анализа;
  • выбор одного из стратегических сценариев развития;
  • создание плана реализации выбранного сценария.

Конечно, данная схема уж очень обобщена, однако, все же дает представление о том, в каком направлении двигаться. Пролью немного света на то, что кроется за каждым из этих этапов.

hand drawing business concept and open book

Прежде, чем погрузиться в емкий процесс стратегического мышления, первый вопрос, который встает на пути – для кого же это делается в конечном итоге? Разрабатывается ли план для личного пользования или для внешнего агента (к примеру, инвестора)? Конечно же, ответ на этот вопрос ни в коем случае не должен повлиять на само содержание стратегии, однако он поможет правильно расставить акценты в подготовке и последующем представлении оной.

Приступая к формулированию целей, разумным будет остановиться на двух или трех, которые и послужат плацдармом для дальнейших стратегических действий предприятия. Кто и как формулирует цели на конкретном предприятии, в значительной степени зависит от того, каким образом построена управленческая модель. Некоторые энтузиасты даже прибегают к модели «всем дружным коллективом». К чему следует приготовиться с самого начала (независимо от того, на кого возложили данную работу) это то, что по мере проведения последующих этапов, а именно проведения стратегического анализа, вполне может оказаться, что некоторые из этих целей нежизнеспособны, и их необходимо пересмотреть.

© 2020 Бизнес Арт. Все права защищены.
BACK TO TOP